Конкурс по исламской культуре

Конкурс по исламской культуре

Конкурс по исламской культуре

  • В 2016 по линии Минобрнауки России направлено на обучение и кратковременные стажировки более 528 человек (рост в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом) в 21 страну. В таблице 1 представлены сведения, иллюстрирующие динамику изменения количественных характеристик международной мобильности.

    Таблица 1.

    Распределение одобренного количества заявок по странам.

    Страна

    Одобрено заявок в 2014 г.

    Одобрено заявок в 2015 г.

    Одобрено заявок в 2016 г.

    Всего

    1

    Китай

    129

    141

    175

    445

    2

    Венгрия

    7

    8

    103

    118

    3

    Сербия

    23

    31

    27

    81

    4

    Чехия

    11

    22

    45

    78

    5

    Норвегия

    25

    13

    34

    72

    6

    Словакия

    12

    30

    30

    72

    7

    Вьетнам

    12

    18

    22

    52

    8

    Румыния

    13

    16

    18

    47

    9

    Италия

    16

    13

    16

    45

    10

    Болгария

    15

    13

    11

    39

    11

    Дания

    14

    12

    8

    34

    12

    Бельгия

    11

    6

    6

    23

    13

    Монголия

    6

    3

    14

    23

    14

    Австрия

    3

    5

    6

    14

    15

    Франция

    3

    3

    6

    12

    16

    Турция

    0

    10

    0

    10

    17

    Кувейт

    2

    3

    4

    9

    18

    Польша

    3

    0

    0

    3

    19

    Бруней-Даруссалам

    0

    1

    1

    2

    20

    Мексика

    0

    1

    0

    1

    21

    Словения

    0

    1

    0

    1

    Основной рост количества стажировок вызван успешным развитием программы сотрудничества с Венгрией (по данной стране рост количества стажировок более чем в 10 раз за один год), обусловленный подписанием и имплементацией нового Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством социальных ресурсов Венгрии о сотрудничестве в области высшего образования от 17 февраля 2015 г. Успешному развитию российско-венгерского образовательного сотрудничества способствовало повышенное внимание Минобрнауки России в 2016 г. к программам сотрудничества с данной страной. Так, в 2016 году был проведен анализ текущей практики предоставления венгерских стипендий. По мнению авторов, решающим фактором, способствующим расширению сотрудничества с Венгрией в области образования, является появление в 2015 году программ обучения в Венгрии на английском языке доступных для российских граждан.

    В 2016 году наблюдался рост количества обменов по таким традиционно депрессивным направлениям как Вьетнам и Монголия. Количество обменов по этим странам удалось увеличить приблизительно в 2 раза за 2 года. Однако, несмотря на очевидные успехи, квота на стажировки по эти двум странам в 2016 году оказалась выбрана приблизительно на 50% (14 из 40 по Монголии и 22 из 30 по Вьетнаму). По мнению авторов, основной причиной, препятствующей развитию международного образовательного сотрудничества по данному направлению, является необходимость знания национальных языков.

    Некоторое снижение количества стран - партнеров по реализации программы ВАМ обусловлено объективными обстоятельствами. Так, в 2016 г. (в 2015 г. - 10 участников программы ВАМ) не осуществлялось сотрудничество с Турцией (в связи с попыткой военного переворота и возникшими политическими рисками, и отсюда оперативными решениями Международного департамента Минобрнауки России), с Египтом (в связи со сложной политической ситуацией в 2016 г.).

    К негативным тенденциям в области развития ВАМ, по мнению авторов, относится свертывание программ академической мобильности с Польшей (по инициативе польской стороны, однако, и российская сторона не предприняла никаких действий для того, чтобы повлиять на данную ситуацию).

    Применительно к таким странам как Болгария, Дания, Бельгия наблюдается устойчивое и неуклонное снижение количества стажировок за последние 3 года (15->13->11; 14->12->8; 11->6->6 соответственно). Если ситуация с Бельгией объясняется свертыванием программы сотрудничества с Фламандским сообществом, то в первых двух случаях, по мнению авторов, ситуация вызвана позицией как зарубежных партнеров, так и бездействием федеральных органов исполнительной власти, ответственных за международное сотрудничество.

    В реализации отраслевой программы в 2016 году приняло участие порядка 528 человек. Это составляет 0,5% от общей численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации в 2014/2015 учебных годах [1, с. 19].

    Число участников программы академической мобильности примерно в 1,5 раза больше численности участников программ двусторонних молодежных обменов в области образования России и Китая в 2015 г., реализуемых Минобрнауки России в рамках п. 5 Протокола четырнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству [2], или в пять раза больше численности российских специалистов из ведущих национальных центров России, участвующих в программе по исследованию фундаментальных свойств материи в научных центрах США [3], или в три раза больше плановых показателей численности участников совместных программ Минообрнауки России и Германской службы академических обменов (DAAD) [4].

    Во всех рассмотренных случаях средний объём программ Минобрнауки России, имеющих разные по существу, но фактически действующие источники финансирования, позволял обеспечить проведение мероприятий академической мобильности для группы численностью порядка 500 человек в рамках одной программы.

    Согласно данным в России в 2014/2015 учебном году обучались 20 209 граждан КНР. В это число входили обучающиеся за счет средств, не имеющих отношения к Минобрнауки России. Число граждан Китайской Народной Республики, обучающихся в России последние 10 лет, представлены в таблице 2 и на рисунке 1. Таблица 4 составлена на основании данных источников [1, стр. 9-12].

    Таблица 2.

    Год

    Общая численность граждан КНР, обучающихся в России

    2014/2015

    20209

    2013/2014

    18269

    2012/2013

    16385

    2011/2012

    15184

    2008/2009

    16798

    2007/2008

    15179

    2006/2007

    13179

    2005/2006

    13150

    2004/2005

    12428

    2003/2004

    7895

    Рис. 1. Численность обучающихся в России граждан Китая.

    На рисунке 2 представлено распределение квот на участие российских граждан в программе академической мобильности Минобрнауки России. Из рисунка 2 видно, что на первом месте - Венгрия (200 мест), на втором - Китай (159 мест), на третьем месте Чехия (65 мест), на четвертом месте - Монголия (40 мест). На эти четыре страны приходится 464 позиции. Все четыре страны в то или иное время входили в социалистический лагерь.

    На рисунке 3 представлено распределение количественных показателей международных обменов по странам. Видно, что здесь с большим отрывом лидирует Китай (175 стажировок), на втором месте - Венгрия (103 одобренных стажировки). Следующие 6 мест занимают остальные страны Европы (136 стажировок). На третьем месте - Чехия (45 стажировок), на четвёртом - Норвегия (34 стажировки), на пятом - Словакия (29 стажировок + одно продление), на шестом - Сербия (27 стажировок). Всего по странам Европы - 312 стажировок. В Европейских странах бывшего социалистического лагеря проведено 236 стажировок.

    Рис. 2. Распределение квот по странам.

    На рисунке 4 представлено распределение поступивших в 2016 г. заявок по странам, а на рисунке 5 - конкурс (человек на место). Наибольший конкурс во Францию (4,75), в Италию (3,38), Австрию (2,8), Бельгию (2,17), Норвегию (1,87). Конкурс более 1 человека на место имел место только для двух европейских бывших социалистических стран: Словакия (1,88) и Сербия (1,2). Отдельная ситуация с КНР: самое большое число поданных заявок (158) и конкурс 1,22 человек на место. Последние 4 места раздели Монголия (0,25), Венгрия (0,24), Вьетнам (0,22), Польша (0,08) - все бывшие социалистические страны.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы сотрудничества предлагают в основном страны бывшего социалистического лагеря, в то же время, как общественная потребность имеется применительно к стажировкам в странах западной Европы. Отдельная ситуация по Китаю: здесь сочетается большое количество предложенных мест и поданных заявок.

    На рисунке 6 представлены данные за 2014/2015 год по числу обучающихся всех иностранных граждан в России. Источником данных является отраслевой статистический сборник [1, с.19-25].

    Рис. 3. Распределение состоявшихся стажировок по странам.

    Рис. 4. Распределение поступивших заявок по странам.

    Рис. 5. Конкурс по странам.

    Из представленных данных видно, что первые места занимают страны СНГ (Казахстан - 1 место, Туркменистан - 3 место, Украина - 4 место, Узбекистан - 5 место, Таджикистан - 6 место, Азербайджан - 8 место, Беларусь - 9 место, Кыргызстан - 11 место, Молдова - 12 место). Остальные места в первой десятки занимают страны бывшего социалистического лагеря (за исключением Индии), а именно: Китай - 2 место, Индия - 7 место, Вьетнам - 10 место. Интересно сравнить выше представленные данные с данными 2013/2014 года. Так, Казахстан, Китай, Туркменистан и Узбекистан сохранили свои места в первой десятке. На четвертое место переместилась Украина (увеличение количества обучающихся более чем в 2 раза за 1 год), вытеснив оттуда Таджикистан (с 4 на 6 место). Азербайджан и Беларусь переместились за год с 6 на 8 и с 8 на 9 места соответственно. На 7 месте оказалась Индия, увеличив за один год количество обучающихся на 25%.

    Если рассмотреть распределение численности иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, применительно к странам участникам отраслевой программы академической мобильности (рисунок 7), то первые три места с подавляющим отрывом займут азиатские страны бывшего социалистического лагеря: Китай (1 место), Вьетнам, Монголия.

    Рис. 6. Распределение числа обучающихся в России иностранных граждан по странам за 2014/2015 г.

    Рис. 7. Распределение числа обучающихся в России иностранных граждан по странам за 2014/2015 г. для стран-участниц отраслевой программы академической мобильности.

    Исходя из вышесказанного предложены следующие выводы:

    1) Имеется дисбаланс между предложениями в рамках отраслевой программы академической мобильности и востребованностью со стороны образовательного сообщества России.

    2) Сотрудничество с КНР в области образования имеет качественные отличия (как по масштабам, так и по общественной востребованности). Китаю, вероятно, удалось в системе образования удачно соединить достоинства западной модели образования с опытом социалистического прошлого.

    3) Программа ВАМ по своей структуре соответствует программам международного сотрудничества в образовательной области Советского Союза (подавляющая часть ее участников - страны - партнеры СССР по бывшему социалистическому лагерю, либо союзные республики в рамках СССР).

  • В 2015 году по линии Минобрнауки России направлено на обучение и кратковременные стажировки более 360 студентов, аспирантов и преподавателей в высшие учебные заведения 23 зарубежных стран. Правовым основанием для данной деятельности являлись двусторонние договоры о научно-образовательном сотрудничестве. Обучение и пребывание в зарубежных странах полностью или частично осуществлялось за счёт приглашающей стороны.

    Поступившие от претендентов на обучение (стажировки) заявки направлялись на рассмотрения в представительства зарубежных стран. В случае положительного рассмотрения, заявителям предоставлялась возможность поехать на обучение (стажировку) в зарубежные высшие учебные заведения.

    Ниже приведено описание полученных результатов применительно к каждой стране.

    Таблица 1.

    Сводная справка результативности мероприятий отраслевой программы мобильности.

    № п.п.

    Страна

    Квота

    Поступило заявок

    Направлено на обучение (стажировку)

    1

    Китай

    133

    174

    141

    2

    Франция

    4

    31

    3

    3

    Сербия

    20

    32

    31

    4

    Болгария

    8

    34

    13

    5

    Румыния

    38

    20

    16

    6

    Австрия

    5

    13

    5

    7

    Бельгия

    6

    9

    6

    8

    Венгрия

    90

    18

    8

    9

    Дания

    11

    13

    12

    10

    Египет

    45

    24

    0

    11

    Норвегия

    30

    44

    10

    12

    Чехия

    39

    22

    22

    13

    Словакия

    33

    55

    33

    14

    Монголия

    40

    6

    3

    15

    Вьетнам

    60

    18

    18

    16

    Италия

    72 чел.мес.

    63

    13

    17

    Кувейт

    6

    7

    3

    18

    Македония

    2

    н.д.

    н.д.

    19

    Турция

    Не установлена

    83

    10

    20

    Бруней-Даруссалам

    2

    2

    1

    21

    Мексика

    30

    1

    1

    22

    Словения

    12

    1

    1

    23

    Исландия

    15 на все страны мира

    15

    0

    Китай.

    Правовым основанием для реализации программы международного сотрудничества в области образования является соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики в области образования от 9 ноября 2006 г. В 2014-2015 гг. Министерством образования Китая приняты 945 российских соискателя, в т.ч. 55 чел. получили полную стипендию, 77 чел. частичную стипендию, 17 чел. стипендию по программе ШОС, 300 чел. стипендию Института Конфуция, 472 чел. стипендию вузов КНР.

    В рамках специальной программы для России Правительство КНР предоставляет России 100 полных стипендий, из которых 33 стипендии выделяется для продолжающих учёбу в Китае российских студентов, 30 стипендий – Посольство КНР в РФ осуществляет набор кандидатов-стипендиатов. В 2015 году осуществлен отбор 37 кандидатов на получение данной стипендии. В рамках программы для стран-членов ШОС для российских граждан выделяется 20 стипендий китайского правительства, 7 из этих стипендий выделяется для продолжающих учёбу в Китае российских студентов. Предоставлено 100 стипендий китайского правительства (неполная стипендия, в которой не включены медицинская страховка и транспорт от Пекина до места учебы), 17 из вышеупомянутых стипендий выделяется для продолжающих учебу в Китае российских студентов.

    В 2015 году планировалось направить 133 человека (83 человека по Соглашению – неполная стипендия для студента, магистранта и стажёра, 13 человек по программе ШОС, 37 человек по специальной программе для России).

    Всего поступило 174 заявки (1,3 человека на место). Одобрено китайской стороной 141 заявка. По сравнению с 2014 года наблюдается рост количества претендентов на 1 место (1,3 человека, на место в 2015 году, против 1,2 человек на место в 2014 году) при росте количества стипендиатов (141 человек в 2015 году, против 129 в 2014 г.), что говорит об успешности развития российско-китайского образовательного сотрудничества.

    Франция.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Россией и Францией от 06 февраля 1992 г. В 2015 году Францией было предоставлено 4 вакансии лекторов русского языка. Поступила 31 заявка (19 заявок в 2014 году), 23 заявки направлены в Посольство Франции в России. Французской стороной одобрено 3 заявки (как и в 2014 году). По сравнению с 2015 годом наблюдается рост конкурса с 6,3 человек на место до 10,3 человека на место.

    Сербия.

    Правовым основанием для реализации программы является Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики между правительством Российской Федерации и правительством Республики Сербии на 2012-2015 годы от 26 сентября 2015 г. В рамках Программы на 2015 год было предусмотрено 20 позиций на обучение в Сербии (бакалавриат, магистратура, докторантура, профессиональная подготовка). Поступило 32 заявки (24 заявки в 2014 г.), 31 из которых отправлена в Посольство Сербии в России. Одобрена 31 заявка.

    Болгария.

    Правовым основанием для реализации программы международных обменов является Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между правительством Российской Федерации и правительством Республики Болгарии на 2012-2014 годы. В рамках программы предусмотрено 8 позиций на обучение в Республике Болгария (международные летние семинары по болгарскому языку). Поступило 34 заявки. Болгарской стороной представлены стипендии 13 претендентам (на 5 больше квоты). По сравнению с 2014 годам наблюдался рост интереса к образовательным программам Болгарии (конкурс 41/4 человек на место, при отсутствии конкурса в 2014 году) при одновременном уменьшении предложений с болгарской стороны.

    Румыния.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Протокол о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования, исследований, молодежи и спорта Румынии о сотрудничестве в области образования на 2012-2017 годы от 25 апреля 2012 г. Предусмотрено 15 позиций на обучение в Румынии (международные летние курсы румынского языка, литературы, истории и цивилизации). Получено 19 заявок (13 в 2014 году), 18 после формального контроля переданы в Посольство России в Румынии, одобрено 15 заявок. Кроме того, румынской стороной в 2015 году дополнительно предложено 23 стипендии на обучение студентов, аспирантов и докторантов. Поступила 1 заявка в Посольство Румынии в Москве и впоследствии одобрена. Таким образом, в 2015 году наблюдался как рост интереса к летним курсам румынского языка, литературы, истории и цивилизации (конкурс 11/4 человек на место, при отсутствии конкурса в 2014 году), так и развитие новых форм сотрудничества (стипендии на обучение студентов, аспирантов и докторантов).

    Австрия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о культурном сотрудничестве от 27 октября 1998 г. В рамках соглашения в 2015 году предусмотрено 5 вакансий ассистента преподавателя русского языка. По просьбе австрийского Федерального министерства образования и по делам женщин принято решение о продлении сроков работы 5 российских специалистов.

    Бельгия.

    Имеется два соглашения с Фламандским сообществом и с Французским сообществом. В рамках соглашений, установленных Протоколом заседания Смешанной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Французским сообществом и Валлонским регионом Королевства Бельгия в области образования, науки и культуры от 24 мая 2012 г. предусмотрено 6 позиций для обучения на летних языковых курсах, на которые поступило 9 заявок. По результатам формального контроля 8 заявок направлены в МИД России (далее в Посольство Бельгии в России), из которых одобрено 6. Количественные характеристики образовательных обменов по сравнению с 2014 годом уменьшились за счет сокращения предложений бельгийской стороны - не поступило предложений в рамках соглашений, установленных Протоколом заседания Смешанной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Фламандским сообществом Королевства Бельгия в области образования, науки и культуры от 28 марта 2008 г.; (в 2014 г. был предусмотрен 1 исследовательский грант, а также 8 позиций на обучение в бакалавриате, аспирантуре, докторантуре).

    Венгрия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством социальных ресурсов Венгрии о сотрудничестве в области высшего образования от 17 февраля 2015 г. На 2015 год предусмотрено 90 позиций (летние языковые курсы, стажировки, преподавание русского языка), требующих владения венгерским языком. Получено 18 заявок, из которых 3 забракованы по формальным признакам, остальные 15 отправлены в Венгерскую стипендиальную комиссию (Будапешт). Одобрено 8 заявок.

    В целом показатели российско-венгерских образовательных обменов по сравнению с 2014 годом остались на том же уровне: в 2014 году одобрено 7 (из 22 поступивших) заявок на 90 вакансий.

    Дания.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дании в области культуры, науки и образования от 4 ноября 1993 года. В 2015 году предусматривалось 11 позиций (16 в 2014 г.) на краткосрочное обучение и научные стажировки, получено 13 заявок (14 в 2014 г.), 12 заявок направлены в Посольство Дании в России. Все заявки были одобрены. По сравнению с 2014 годом наблюдалось небольшое сокращение предложений со стороны зарубежного партнера при приблизительно одинаковом количестве претендентов.

    Норвегия.

    В соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством по вопросам знаний Королевства Норвегия о сотрудничестве в области образования от 27 апреля 2010 г. предусмотрено 15 позиций для краткосрочной стажировки в вузах Норвегии с целью повышения квалификации, кроме того, в 2015 году норвежской стороной было дополнительно предложено 15 стипендий по позиции «Норвежский язык и литература» для соискателей со знанием норвежского языка на летние курсы и краткосрочную стажировку. Получено 44 заявки на 30 позиций (в 2014 г. 28 заявок на 15 позиций), 42 (32 – стажировки, 10 – летние курсы норвежского языка) после формального контроля направлены в Посольство Норвегии в России, одобрены 23 заявки (13 – стажировки, 10 – летние курсы норвежского языка). Анализ показывает, что норвежское направление образовательного сотрудничества успешно развивается, количество участников за год реализации программы выросло (с 15 до 23), количество предложенных вакансий возросло в 2 раза, конкурс достаточно высокий (1,9 чел. на место и в 2015 г. и в 2014 г.).

    Египет.

    В соответствии с Протокол о сотрудничестве в области образования между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством высшего образования и научных исследований Арабской Республики Египет от 15 августа 2006 г. Ежегодно предусматривается 45 вакансий на научные стажировки и краткосрочное обучение в высших учебных заведениях Египта. Получено 24 заявки (4 заявки в 2014 г.) 20 заявок одобрено и направлено Египетской стороне. В 2014 г. в связи с позицией МИД России Минобрнауки России приняло решение не направлять российских студентов и стажёров в Египет в 2014 году в связи со сложной политической и криминогенной ситуацией в этой стране. Таким образом, по Египту в 2015 году наблюдалась тенденция по восстановлению связей в области образования.

    Чехия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования, молодежи и спорта Чешской Республики о сотрудничестве в области образования и науки от 9 октября 2001 г. В 2015 года предусмотрено до 39 позиций на обучение, научную работу и стажировку (от 1 до 9 месяцев). Получено 22 заявки (все одобрены чешской стороной). В 2014 году предусматривалось 13 позиций на которые было получено 11 заявок. Таким образом, по линии сотрудничества с Чехией наблюдается двойной рост количества участников.

    Словакия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Словацкой Республики о сотрудничестве в области образования от 7 ноября 2006 г. В 2015 году было предусмотрено 5 вакансий на летние курсы словацкого языка (получено 5 заявок, все одобрены), 3 годовые (с возможностью продления) вакансии преподавателя русского языка и литературы (получено 21 заявка, одобрены 3), до 25 вакансий на обучение, стажировку, проведение научной работы сроком от 1 до 10 месяцев (получено 29 заявок, одобрено 25). Всего на 33 вакансии (все использованы) в 2015 году получено 55 заявок (1,9 человек на место). В 2014 году на 17 вакансий (12 использовано) было получено 32 заявки (1,9 человек на место). Полученные результаты говорят о расширении масштабов и востребованности российско-словацкого образовательного сотрудничества.

    Монголия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о культурном и научном сотрудничестве от 5 апреля 1995 г. В 2015 году предлагалось 40 вакансий (в 2014 г. – 40) на десятимесячную студенческую стажировку по монгольскому языку и стажировку для преподавателей по монгольскому языку. На 40 вакансий подано 6 заявок, из которых формальный контроль прошло 3, все они одобрены монгольской стороной. В 2014 году поступило 10 заявок, 6 из которых после формального контроля отправлены в Посольство Монголии в России, все одобрены. Анализ показывает, что несмотря на предпринятые меры (изменился формат предлагаемых стажировок, проведена работа с вузами Забайкальского края), российско-монгольское образовательное сотрудничество находится в упадке, данное обстоятельство усугубляется ещё и требованиями монгольской стороны к уровню знаний монгольского языка.

    Вьетнам.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области образования от 25 июня 2005 г., а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о стратегическом партнерстве в области образования, науки и технологий от 25 ноября 2014 г. Предусмотрено 60 вакансий на десятимесячные стажировки для студентов и аспирантов, летние курсы вьетнамского языка, обучение для бакалавров, магистров, аспирантов. На 60 вакансий подано 18 заявок (в 2014 –13 заявок), все они были одобрены вьетнамской стороной. Наблюдается рост интереса к российско-вьетнамскому образовательному сотрудничеству, что вероятно обусловлено в т.ч. совершенствованием форматов предлагаемых стажировок, однако потенциал российско-вьетнамского сотрудничества остаётся ещё невостребованным.

    Италия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 г. На 2015 год предоставлено 72 (в 2014 г. – 100) человеко-месяца на стажировки длительностью 3-9 месяцев. Сбор документов осуществлялся путём заполнения форм в on-line режиме. Из 63 (54 в 2014 г.) заявок одобрено итальянской стороной 13 (5 резерв). В 2014 г. было одобрено - 16 (10 резерв). Таким образом, в области российско-итальянского сотрудничества наблюдается 28% сокращений вакансий по инициативе итальянской стороны при 15% росте количества поданных заявок.

    Кувейт.

    В соответствии с Нотой МИД Кувейта от 24 марта 2015 г. для россиян предоставлено 6 бюджетных мест (в 2014 г. – 3) на факультете шариатского права и исламских исследований и курсах арабского языка. Получено 7 заявок (в 2014 г. – 2), одобрены кувейтской стороной - 3. По сравнению с 2014 г. интерес к шариатскому праву и исламским исследованиям возрос в 3.5 раза, однако масштабы сотрудничества в данной области остаются незначительными.

    Македония.

    В соответствии с нотами Посольства Республики Македония в России от 11 марта 2015 г. предоставлено 2 бесплатных места для граждан Российской Федерации на обучение в высших учебных заведениях Македонии. Все документы формируются на специализированном сайте в on-line режиме, решения принимаются македонской стороной самостоятельно, о принятых решениях не сообщается. Масштаб и формат сотрудничества с Македонией за год остался на прежнем уровне (2 стажировки в год).

    Турция.

    В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о культурном и научном сотрудничестве от 19 июля 1994 года Турцией предоставляется неустановленное количество мест для обучения в турецких высших учебных заведениях, в т.ч. летних школ по изучению турецкого языка. В 2015 году поступило 83 заявки (25 заявок в 2014 г.) от граждан Российской Федерации, 10 из которых были одобрены. Полученные результаты свидетельствуют о существенном росте интереса российских граждан к образованию в Турции, возросшем взаимопонимании российской и турецкой сторон (до 2015 г. турецкая сторона о принятых решениях, о результатах отбора не сообщала и мнения Минобрнауки России о персональном составе, принимаемых на обучение российских граждан, не запрашивала).

    Бруней-Даруссалам.

    В соответствии с письмом Посольства Российской Федерации в Государстве Бруней-Даруссалам от 21 ноября 2014 г. № 37б предложено 2 вакансии на обучение для российских граждан. Представлено 2 заявки из которых зарубежным партнёром одобрена 1.

    Мексика.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов в области культуры образования и спорта от 20 мая 1996 г. Предусмотрено 30 вакансий на обучение в бакалавриате и магистратуре. Подана 1 заявка, которая одобрена мексиканской стороной.

    Словения.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения в области культуры, науки и образования от 17 ноября 1995 г. Предложено 12 вакансий на обучение студентов, подана 1 заявка (одобрена словенской стороной).

    Исландия.

    В соответствии с письмом Министерства образования, науки и культуры Республики Исландия предложено 15 вакансий (на 27 стран) на годовое обучение студентов в Исландии. С Российской стороны поступило 15 заявок, однако ни одна не была одобрена исландской стороной.

  • В 2014 году по линии Минобрнауки России направлено на обучение и кратковременные стажировки более 300 студентов, аспирантов и преподавателей в высшие учебные заведения 22 зарубежных стран. Обучение и пребывание в зарубежных странах полностью или частично осуществлялось за счёт приглашающей стороны.

    В случае значительного превышения количества заявок над числом вакансий организовывался конкурсный отбор (Китай, Италия). Ниже приведено описание полученных результатов применительно к каждой стране.

    Таблица 1.

    Сводная справка результативности мероприятий отраслевой программы мобильности.

    № п.п.

    Страна

    Квота

    Поступило заявок

    Одобрено заявок

    1

    Китай

    129

    158

    129

    2

    Франция

    4

    19

    3

    3

    Сербия

    20

    24

    23

    4

    Болгария

    15

    15

    15

    5

    Румыния

    15

    13

    13

    6

    Австрия

    5

    14

    3

    7

    Бельгия (Французское сообщество)

    6

    13

    6

    8

    Бельгия (Фламандское сообщество)

    9

    12

    5

    9

    Венгрия

    90

    22

    7

    10

    Дания

    16

    14

    14

    11

    Египет

    45

    4

    0

    12

    Норвегия

    15

    28

    25

    13

    Чехия

    13

    11

    11

    14

    Словакия

    17

    32

    12

    15

    Монголия

    40

    10

    6

    16

    Вьетнам

    60

    13

    12

    17

    Италия

    16

    54

    16

    18

    Польша

    40

    3

    3

    19

    Кувейт

    3

    2

    2

    20

    Македония

    2

    н.д.

    н.д.

    21

    Турция

    Нет квоты

    25

    н.д.

    22

    Шри-Ланка

    4

    н.д.

    н.д.

    Китай.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы является соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики в области образования от 9 ноября 2006 г. Предусмотрено 77 неполных стипендий, 35 полных стипендий, 17 стипендий по программе ШОС. Всего поступило 158 заявок (1,2 человека на место). Организован конкурсный отбор. В Посольство КНР в России направлено 129 заявок. Одобрено китайской стороной 129 заявок.

    Франция.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Договор между Россией и Францией от 07 февраля 1992 г. В 2014 году Францией было предоставлено 4 вакансии лекторов русского языка. Поступило 19 заявок, все 19 заявок направлены в Посольство Франции в России. Французской стороной одобрено 3 заявки.

    Сербия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики между правительством Российской Федерации и правительством Республики Сербии на 2012-2015 годы. В рамках Программы на 2014 год было предусмотрено 20 позиций на обучение в Сербии (бакалавриат, магистратура, докторантура, профессиональная подготовка). Поступило 24 заявки, 23 из которых отправлены в Посольство Сербии в России. Одобрено 23 заявки.

    Болгария.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между правительством Российской Федерации и правительством Республики Болгарии на 2012-2014 годы. В рамках программы предусмотрено 8 позиций на обучение в Республике Болгария (международные летние семинары по болгарскому языку, литературе и культуре), 5 позиций на полный курс обучения, 2 вакансии преподавателей русского языка. Во всех случаях число поступивших предложений, число вакансий и число одобренных заявок совпадает. Все поступившие комплекты документов переданы в Посольство Болгарии в России.

    Румыния.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Протокол о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования, исследований, молодежи и спорта Румынии о сотрудничестве в области образования на 2012-2017 годы от 25 апреля 2012 г. Предусмотрено 15 позиций на обучение в Румынии (международные летние курсы румынского языка, литературы, истории и цивилизации). Получено 13 заявок, все они переданы в Посольство России в Румынии и одобрены.

    Австрия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о культурном сотрудничестве от 27 октября 1997 г. В рамках соглашения на 2014 году предусмотрено 5 вакансий ассистента преподавателя русского языка. Получено 14 заявок, проведён конкурсный отбор по результатам которого 5 заявок отправлены в Посольство Австрии в России, из которых одобрено 3 заявки.

    Бельгия.

    Имеется два соглашения с Фламандским сообществом и с Французским сообществом. В рамках соглашений, установленных Протоколом заседания Смешанной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Фламандским сообществом Королевства Бельгия в области образования, науки и культуры от 28 марта 2008 г. предусмотрен 1 исследовательский грант (заявок не поступило), а также 8 позиций на обучений в бакалавриате, аспирантуре, докторантуре, на которые поступило 12 заявок. По результатам конкурсного отбора 8 заявок направлены в МИД России (далее в Посольство Бельгии в России), из которых одобрено 5. В рамках соглашений, установленных Протоколом заседания Постоянной Смешанной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Французским сообществом и Валлонским регионом Королевства Бельгии в области науки, образования и культуры от 24 мая 2012 г., в 2014 году предусмотрено 6 позиций на летние языковые курсы, на которые пришло 13 заявок. По результатам конкурсного отбора 8 заявок направлено в МИД России (далее в Посольство Бельгии в России), из которых одобрено 6.

    Венгрия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Протокол между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и культуры Венгерской Республики о сотрудничестве в области образования на 2009-2011 годы. На 2014 год предусмотрено 90 позиций (летние языковые курсы, стажировки, преподаватель русского языка), требующих владения венгерским языком. Получено 22 заявки, из которых 2 забракованы по формальным признакам, остальные 20 отправлены в Венгерскую стипендиальную комиссию (Будапешт). Одобрено 6 заявок на обучение на языковых курсах, 1 заявка на работу преподавателем.

    Дания.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дании в области культуры, науки и образования от 4 ноября 1993 года. В 2014 году предусматривалось 16 позиций на краткосрочное обучение и научные стажировки, получено 14 заявок, все заявки направлены в Посольство Дании в России. Все направленные Исполнителем заявки были одобрены.

    Норвегия.

    В соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством по вопросам знаний Королевства Норвегия о сотрудничестве в области образования от 02 ноября 1994 г. предусмотрено 15 позиций для краткосрочного обучения в вузах Норвегии с целью повышения квалификации. Получено 28 заявок, 25 после формального контроля направлены в Посольство Норвегии в России, все направленные заявки одобрены.

    Египет.

    В соответствии с Протокол о сотрудничестве в области образования между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством высшего образования и научных исследований Арабской Республики Египет от 15 августа 2006 г. на 2014 год предусматривалось 45 вакансий на научные стажировки и краткосрочное обучение в высших учебных заведениях Египта. Получено 4 заявки. В связи с позицией МИД России Минобрнауки России приняло решение не направлять российских студентов и стажёров в Египет в 2014 году в связи со сложной политической и криминогенной ситуацией в этой стране.

    Чехия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования, молодежи и спорта Чешской Республики о сотрудничестве в области образования и науки от 9 октября 2001 г. В 2014 году предусматривалось 10 позиций (научная работа 2 месяца и 3 позиции (научная стажировка 9 месяцев). Получено 5 заявок на научную работу и 6 на научную стажировку. Все они переданы в Посольство Чехии в России. О принятых решениях Исполнителю неизвестно.

    Словакия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Словацкой Республики о сотрудничестве в области образования. В 2014 году было предусмотрено: 2 вакансии преподавателя русского языка и литературы на работу в течение 1 года с возможным продлением (получено 14 заявок, 10 после формального контроля отправлены в Посольство Словакии в России, 2 одобрены); 5 позиций на обучение и стажировку в течение 5 мес. для студентов и аспирантов (получено 8 заявок, все отправлены в Посольство Словакии в России, 6 одобрены); 5 вакансий на научную стажировку (научную работу) в течение 10 мес. (получено 5 заявок, все отправлены в Посольство Словакии в России, 4 одобрены); 5 трёхнедельных вакансий для студентов (стажировки и летние курсы словацкого языка). В последнем случае получено 5 заявок, 4 из которых, после формального контроля, направлены в Посольство Словакии в России, одобренных заявок нет.

    Монголия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о культурном и научном сотрудничестве от 05.04.1995 г. В 2014 году предлагалось 30 позиций на обучение длительностью 4-5 лет для студентов и аспирантов (не поступило ни одной заявки), 10 позиций на 10 месячную языковую стажировку для студентов и преподавателей по монгольскому языку (поступило 10 заявок, 6 из которых после формального контроля отправлены в Посольство Монголии в России, все одобрены).

    Вьетнам.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области образования от 25 июня 2005 г. Предусмотрено 15 позиций на 5 летнее обучение для бакалавров, магистров, аспирантов (нет заявок), 10 позиций для повышения квалификации преподавателей вьетнамского языка (нет заявок), 30 позиций на 10 месячные стажировки и летние курсы вьетнамского языка (поступило 13 заявок, все направлены в Посольство Вьетнама в России, одобрено 12).

    Италия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 г. На 2014 год предоставлено 100 человеко-месяцев на стажировки длительностью 3-9 месяцев. Сбор документов осуществлялся путём заполнения форм в on-line режиме. Из 54 заявок одобрено Итальянской стороной 16 (10 резерв).

    Польша.

    Сотрудничество осуществлялось в соответствии с материалами Секретариата ЮНЕСКО о совместной программе ЮНЕСКО/Польша в области инженерного дела. Предусмотрено 40 позиций для бакалавров и магистров на 6 месячное обучение в области науки, технологий, инженерного дела. Поступило 3 заявки, все они одобрены польской стороной.

    Кувейт.

    В соответствии с Нотой МИД Кувейта от 04 мая 2014 г. № 9/14810 для россиян предоставлено 3 бесплатных места на факультете шариатского права и исламских исследований. Получено 2 заявки, все они одобрены кувейтской стороной.

    Македония.

    В соответствии с нотами Посольства Республики Македония в России № 24-04-28/3 и 24-04-28/4 предоставлено 2 бесплатных места для граждан Российской Федерации на обучение в высших учебных заведениях Македонии. Все документы формируются на специализированном сайте в on-line режиме, решения принимаются македонской стороной самостоятельно, о принятых решениях не сообщается.

    Турция.

    В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством национального образования Турецкой Республики от 02 ноября 1994 г. Турцией предоставляется неустановленное количество мест для обучения в турецких высших учебных заведениях. Сбор всех документов осуществлялся турецкой стороной на своем сайте в on-line режиме. В 2014 году поступило 25 заявок от граждан Российской Федерации, о принятых турецкой стороной решениях не сообщается.

    Шри-Ланка.

    В соответствии с нотой Посольства Социалистической Республики Шри-Ланка № 559/2014 предоставлено 4 бесплатных места для граждан Российской Федерации на обучение в высших учебных заведениях Шри-Ланки. Все документы формируются на специализированном сайте в on-line режиме, решения принимаются зарубежной стороной самостоятельно, о принятых решениях не сообщается.

    В реализации отраслевой программы в 2014 году приняло участие порядка 300 человек. Это составляет 0,2% от общей численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации в 2012/2013 учебных годах [1] или 0,3% от плановых показателей численности российско-китайского академического обмена, зафиксированных Протоколом четырнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству [2].

    Число участников отраслевой программы примерно соответствует численности участников программ двусторонних молодежных обменов в области образования, реализуемых Минобрнауки России в рамках п.5 Протокола четырнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству [3], или в три раза больше численности российских специалистов из ведущих национальных центров России, участвующих в программе по исследованию фундаментальных свойств материи в научных центрах США [4], или в полтора раза больше плановых показателей численности участников совместных программ Минообрнауки России и Германской службы академических обменов DAAD [5].

    Во всех рассмотренных случаях средний объём отраслевой программы, имеющей разные, но фактически действующие источники финансирования, позволял обеспечить проведение мероприятий академической мобильности для не более чем 300 человек в рамках одной программы.

    Согласно данным [6] в России в 2012/2013 учебном году обучались 16385 китайцев. В это число входили обучающиеся за счет средств, не имеющих никакого отношения к Минобрнауки России. Число таких людей за последние 10 лет представлены в табл. 2 и на рис. 1. Из рис. 1 видно, что никаких оснований для прогнозирования самопроизвольного роста численности китайцев, обучающихся в России, в 3 раза не имеется. Таблица 2 составлена на основании данных источников [7-10].

    Таблица 2.

    Год

    Общая численность граждан КНР, обучающихся в России

    2012/2013

    16385

    2011/2012

    15184

    2008/2009

    16798

    2007/2008

    15179

    2006/2007

    13179

    2005/2006

    13150

    2004/2005

    12428

    2003/2004

    7895

    Рис. 1. Численность обучающихся в России граждан КНР.

    На рис. 2 представлено распределение квот на участие российских граждан в отраслевой программе академической мобильности. Из рис. 2 видно, что здесь лидируют страны Азии - Китай (129 мест), на третьем месте Вьетнам (60 мест), на четвёртом месте Монголия (40 мест). На эти три страны приходится 229 вакансий. Все три страны в то или иное время входили в социалистический лагерь. На втором месте по числу мест находятся страны Европы: Венгрия 90 мест, Польша 40 мест, Сербия 20 мест, Словакия 17 мест. Итого 167 мест, причём все перечисленные страны тоже ранее входили в социалистический лагерь.

    На рис. 3 представлено распределение состоявшихся визитов по странам. Видно, что здесь с большим отрывом лидирует Китай (129 визитов). Следующие 6 мест занимают страны Европы (106 визитов). На втором месте - Норвегия (25 визитов), на четвёртом - Италия (16 визитов), на пятом Дания (14 визитов). Итого по странам Европы - 55 визитов. Европейским странам бывшего социалистического лагеря: Сербия (3 позиция), Болгария (6 позиция), Румыния (7 позиция) соответствует 51 визит.

    Рис. 2. Распределение квот по странам.

    На рис. 4 представлено распределение поступивших заявок по странам, а на рис. 5 конкурс (человек на место). Наибольший конкурс во Францию (4,75), в Италию (3,38), Австрию (2,8), Бельгию (2,17), Норвегию (1,87). Конкурс более 1 человека на место имел место только для двух европейских бывших социалистических стран: Словакия (1,88) и Сербия (1,2). Отдельная ситуация с КНР: самое большое число поданных заявок (158) и конкурс 1,22 чел. на место. Последние 4 места раздели Монголия (0,25), Венгрия (0,24), Вьетнам (0,22), Польша (0,08) - все бывшие социалистические страны.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы сотрудничества предлагают в основном страны бывшего социалистического лагеря, в то же время, как общественная потребность имеется применительно к стажировкам в странах западной Европы. Отдельная ситуация по Китаю здесь сочетается большое количество предложенных мест и поданных заявок.

    На рис. 6 представлены данные за 2012/2013 год по числу обучающихся всех иностранных граждан в России. Источником данных является отраслевой статистический сборник [11].

    Рис. 3. Распределение состоявшихся визитов по странам.

    Рис. 4. Распределение поступивших заявок по странам.

    Рис. 5. Конкурс по странам.

    Из представленных данных видно, что все первые места занимают страны СНГ (Казахстан - 1 место, Туркмения 3 место, Таджикистан 4 место, Узбекистан 5 место, Азербайджан 6 место, Украина 7 место, Белоруссия 8 место). Китай занимает 2 место по числу обучающихся иностранных граждан в России. В первую десятку попадают Индия - 9 место и Вьетнам - 10 место. Если построить график распределения численности иностранных граждан, обучающихся в российских вузах применительно к странам, участникам отраслевой программы академической мобильности (рис. 7), то первые три места с подавляющим отрывом займут азиатские страны бывшего социалистического лагеря: Китай (1 место), Вьетнам, Монголия.

    Исходя из вышесказанного Исполнителем предложены следующие выводы:

    1) Имеется дисбаланс между предложениями в рамках отраслевой программы академической мобильности и восстребованостью со стороны образовательного сообщества.

    1) Сотрудничество с КНР в области образования имеет качественные отличия (как по масштабам, так и по общественной востребованности). Китайцам, вероятно, удалось в системе образования удачно соединить достоинства западной модели образования с опытом социалистического прошлого. Исполнителем предлагается выделить образовательное сотрудничество с КНР в отдельную программу.

    Рис. 6. Распределение числа обучающихся в России иностранных граждан по странам за 2012/2013 г.

    Рис. 7. Распределение числа обучающихся в России иностранных граждан по странам за 2012/2013 г., для стран-участниц отраслевой программы академической мобильности


Источник: http://im.interphysica.su/


Конкурс по исламской культуре

Конкурс по исламской культуре

Конкурс по исламской культуре

Конкурс по исламской культуре

Конкурс по исламской культуре